ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ЖКХ

Вопросы общественного контроля хорошо освещаются на сайте http://gkhrazvitie.ru/ 
Общественная палата Забайкальского края в своем ГРАЖДАНСКОМ ПОСЛАНИИ-2014  подняла волнующие жителей края проблемы ЖКХ

Глава 3. Об актуальных проблемах жизнедеятельности граждан, требующих немедленного решения
3.1. Проблемы ЖКХ
Важнейшей областью жизни, где сосредоточены повседневные интересы людей, решаются самые насущные вопросы качества жизни, является сфера ЖКХ, поэтому любые негативные явления в этой сфере создают дискомфорт не только на бытовом уровне, но и влияют, в конечном счете, на социальное самочувствие населения. Среди накопившихся за десятилетия проблем на первое место выходит проблема критического износа основных фондов и сетей, создающая потенциальную угрозу жизнеобеспечения граждан. В ходе реформирования ЖКХ появились и новые проблемы. Функционирование этой сферы деятельности осложняется несформированной правовой и организационно-технической базой жилищного управления и связанной с этим высокой динамикой изменений законодательных и нормативных актов, регламентирующих эту систему.
С другой стороны, собственники помещений в многоквартирных домах не готовы к реализации прав и обязанностей, закрепленных жилищным законодательством. Взаимоотношения в жилищной сфере становятся все более конфликтными, жилищная проблема – все более острой и масштабной, одновременно все более коррупционной и криминогенной. Сегодня очевидно базовое противоречие между установкой на развитие общественного самоуправления в жилищной сфере и требованиями профессионального управления многоквартирными домами. В крае не решаются проблемы подготовки профессиональных кадров в области управления объектами ЖКХ, кроме того, между управляющими компаниями отсутствует реальная конкуренция, что влияет на качество предоставляемых ими услуг. Все эти болевые точки были обозначены на Краевом жилищном форуме.
Встречаются случаи неисполнения требований федерального, регионального и муниципального законодательства. Проведение перерасчетов за неоказанные или оказанные с ненадлежащим качеством коммунальные услуги, регламентированное Правилами предоставления коммунальных услуг и другими федеральными нормативными документами, становится мучительным процессом для жителей. Правоохранительные и контролирующие органы не в состоянии или не желают добиться неукоснительного исполнения требований законодательства. Переселение жителей из ветхого и аварийного жилья также является болевой точкой региона, а муниципальные власти неохотно решают вопросы перевода жилья в статус аварийного. Управляющие организации и ТСЖ не исполняют в большинстве своем требования федерального законодательства по регистрации многоквартирных домов и представления отчетности о проделанной работе на сайте РЕФОРМА ЖКХ (http://www.reformagkh.ru). Это тормозит создание единой информационной системы ЖКХ и выверенного перечня многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества. Создан Региональный оператор – Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов и для его успешной работы необходима единая информационная база многоквартирных домов, расположенных в регионе.
Складывается впечатление, что у исполнительной власти отсутствует понимание, что развитая коммунальная инфраструктура  – не только важнейшая составляющая качества жизни населения, но и необходимое  условие для привлечения инвестиций и развития конкуренции в сфере предоставления коммунальных услуг.
Как уже отмечалось в Гражданском послании прошлого года, особая проблема в сфере ЖКХ – ежегодный рост тарифов на услуги, превышающий рост доходов большинства жителей края. По результатам социологического исследования, проведенного Общественной палатой края в г.Чита и 8 других муниципальных образований, подорожание услуг ЖКХ ощутимо сказалось на бюджете 55,5% опрошенных и повлекло катастрофические последствия для семьи 15,9% забайкальцев. За истекший год ничего не изменилось. Рост тарифов на коммунальные услуги превышает реальный рост заработной платы большинства населения края.
Исполнительная власть остается закрытой для большинства населения края и не желает опираться на гражданское общество. Об этом свидетельствует то, что в Забайкальском крае до сих пор не создан Центр общественного контроля и жилищного просвещения (Указ Президента от 7 мая 2012 года   № 600), хотя желание работать в этом направлении высказывают многие общественные объединения.
Необходимо добиваться прозрачности работы органов власти региона по созданию благоприятных условий для проживания граждан.
Особое внимание в 2014 году следует обратить на решение следующих задач:
- решить вопросы по созданию центра общественного контроля и жилищного просвещения (финансы, кадры, помещение, оргтехника и связь);
- обеспечить раскрытие управляющими организациями информации по всем многоквартирным домам Забайкальского края;
- создать и запустить информационную систему ЖКХ региона;
- информировать собственников о плановых ремонтах инженерных сетей (сроках проведения и исполнителях работ) и о работах, связанных с перерывами в предоставлении коммунальных услуг;
- использовать для своевременного информирования населения возможности средств массовой информации (в том числе электронных и корпоративных)
и был получен ответ.
Информация Министерства территориального развития Забайкальского края по Гражданскому посланию 2014 года по направлениям деятельности
О проблемах в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках реализации на территории Забайкальского края Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) в 2009-2013 годах мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда профинансированы в размере 1866,75 млн. рублей, в том числе за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 1210,04 млн. рублей. Это позволило в 2009-2013 годах переселить 3625 человек из аварийного жилищного фонда общей площадью жилых помещений 58,7 тыс. кв.м.
Во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 600 в части ликвидации аварийного жилищного фонда утверждена Региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы (постановление Правительства Забайкальского края 31 декабря 2013 года № 606). В соответствие с программой,  до 1 сентября 2017 года, планируется переселить 4321 человек из аварийного жилищного фонда, что позволит ликвидировать общую площадь жилых помещений в размере 78,5 тыс. кв.м.
Потребность в финансировании мероприятий программы за счет всех источников в 2013-2017 годах составляет 2 466,71 млн. рублей, в том числе по источникам финансирования: средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 1 338, 93 млн. рублей; средства краевого бюджета – 815, 9 млн. рублей; средства бюджетов муниципальных образований Забайкальского края – 311,88 млн. рублей.
Правительством Забайкальского края наряду с ростом тарифов на коммунальные услуги применяются меры социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг. В 2013 году, на предоставление субсидий гражданам, имеющим низкие доходы, из бюджета Забайкальского края направлено 546,2 млн. рублей. Субсидии оказаны 40,0 тыс. семьям, проживающим в регионе, что составляет 10,2 % от общего числа семей. Среднемесячный объем начисленных субсидий на семью составил 1119 рублей. В ряде районов данный показатель значительно превышает среднесложившийся по Забайкальскому краю (Карымский район -1415 рублей, Приаргунский район – 1595 рублей,  Агинский район – 1307 рублей, Сретенский район – 1316 рублей,  городской округ «Город Чита» - 1311 рублей). По состоянию на 01 января 2014 года, численность лиц, проживающих в семьях получивших субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, составила 82055 человек, из них с доходами ниже величины прожиточного минимума - 66965  человек, или 81,6 %.
В рамках выполнения  пункта 2 «ж» Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» заключено соглашение  о сотрудничестве между Некоммерческим партнерством содействия жилищно-коммунального хозяйства «Развитие» (г.Москва) и Правительством Забайкальского края 4 июня 2013 года.
Минрегионом Российской Федерации разработаны рекомендации по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, включая проведение информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг, и созданию системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, общественных организаций и иных некоммерческих организаций для систематизации работы с обращениями граждан. Данные рекомендации направлены руководителям исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края для использования в работе.
Согласно поступающей в Министерство информации, в муниципальных образованиях продолжаются мероприятия по созданию общественных советов при главах муниципалитетов.
В городском округе «Город Чита» 23 апреля 2013 года создана общественная организация «Ассоциация собственников жилья», создан Совет общественной организации (далее – Совет) в количестве 11 человек. Заседания Совета проводятся еженедельно по четвергам. Осуществляется прием граждан по вопросам ЖКХ, рассматриваются вопросы оплаты населением коммунальных услуг на общедомовые нужды, вопросы собственников по управлению многоквартирными домами, даются консультации по вопросам оказания  жилищных и коммунальных услуг и другим вопросам.
С 2006 года на территории городского округа «Город Чита» работает Совет общественности МКР «Северный», который занимается вопросами общественного контроля в жилищно-коммунальном комплексе.
На официальном сайте «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru) управляющие организации, товарищества собственников жилья размещают сведения о своей деятельности, в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации, организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Данная работа расширяет информационное поле для правильного выбора собственниками помещений многоквартирных домов способа управления и, соответственно, повышает уровень конкуренции между управляющими организациями, товариществами собственников жилья.
В марте 2014 года образован Совет по общественному контролю в сфере жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края, который  призван координировать систему общественного контроля на территории Забайкальского края, рассматривать наиболее серьезные и часто встречающиеся  проблемы ЖКХ, требующие вмешательства руководства региона, а также вырабатывать пути решения проблем жилищно-коммунального хозяйства на уровне Губернатора (постановление Губернатора Забайкальского края от 28 марта 2014 года № 18). В состав Совета включены представители общественных организаций, занимающихся защитой прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, общественной палаты, организаций коммунального комплекса, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.
В настоящее время рассматриваются вопросы по созданию регионального Центра общественного контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее – Центра). Не на должном уровне находятся вопросы жилищного просвещения.  Реализация данного мероприятия сдерживается, в том числе и из-за отсутствия  предложений  в вопросах создания Центра, несмотря на то, что заключенным Соглашением с НП «ЖКХ Развитие» должна осуществляться совместная работа по созданию Центра,  как  Правительством Забайкальского края, так и Общественной палатой Забайкальского края. 
Министерством разработаны проекты распоряжения Правительства Забайкальского края «Об утверждении плана мероприятий по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального комплекса Забайкальского края на 2014-2016 годы» и  постановления Правительства Забайкальского края «Об утверждении плана мероприятий, направленных на информирование населения о мерах, принимаемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и по вопросам развития общественного контроля в этой сфере», которые в настоящее время проходят процедуру согласования.
В целях создания благоприятных и комфортных условий проживания граждан Забайкальского края продолжается работа по улучшению эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирных домах.
На протяжении последних пяти лет на территории края реализуется Федеральный закон № 185-ФЗ. За счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) за период 2009-2013 годов Забайкальский край получил финансовую поддержку на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в сумме 2185,1 млн. рублей. Капитальный ремонт проведен в 1141 многоквартирном доме общей площадью помещений 2007,0 тыс.кв.м, улучшены условия проживания 83431 гражданина в 56 городских и сельских поселениях края.
Объем финансирования программ капитального ремонта составил 2698,88 млн. рублей, в том числе за счет средств Фонда - 2185,1 млн. рублей, за счет местных бюджетов - 365,264 млн. рублей, за счет средств собственниками помещений многоквартирных домов- 148,542 млн. рублей.
С 1 января 2013 года изменилась система финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» субъектам Российской Федерации  поставлена задача: создать на своих территориях систему капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Для выполнения поставленной задачи принят Закон Забайкальского края от  29 октября 2013 года № 875-ЗЗК «О  регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных  домах, расположенных на территории Забайкальского края» (далее – Закон). Цель Закона - формирование необходимых правовых основ для создания на территории Забайкальского края эффективных и устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на основе формирования региональной системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет организационного обеспечения процесса планирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов и вовлечения в его финансирование собственников помещений многоквартирных домов.
Правительством Забайкальского края утверждены все нормативные правовые акты, предусмотренные статьей 167 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года № 590 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края (далее – программа), в которую включены все многоквартирные дома края (4686 многоквартирных домов общей площадью 11,2 млн. кв.м, в которых проживает 314 тыс. человек).
В соответствии со статьей 2 Закона о капитальном ремонте на территории Забайкальского края 25 декабря 2013 года создан Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов. 
При формировании системы капитального ремонта будет создана двухуровневая накопительная система финансирования ремонтных работ: путем аккумулирования средств собственников в Забайкальском фонде капитального ремонта – региональном операторе или на специальном счете. 
Государственная поддержка за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта предусмотрена собственникам многоквартирных домов, включенным в программу,  вне зависимости от выбранного способа накопления.
Данные средства должны предоставляться в совокупности с дополнительными источниками финансирования из муниципального и регионального бюджетов, которые, в свою очередь, могут быть предоставлены при условии выполнения муниципальными образованиями условий, определенных статьей 14 Федерального закона № 185-ФЗ.
Финансирование за счет средств Фонда в 2014 году Забайкальскому краю предусмотрено в объеме 65070 тыс. рублей.
В 2014 году, для выполнения условий софинансирования за счет средств консолидированного бюджета Забайкальского края необходимо предусмотреть 65995 тыс.рублей на капитальный ремонт многоквартирных домов, за счет средств собственников – 23129 тыс. рублей.
При созданной системе капитального ремонта, расходование средств становится максимально эффективным и рачительным, помимо функции непосредственного финансирования капремонта, она выполняет роль стимулирования исполнения требований нормативных правовых актов Российской Федерации в жилищно-коммунальной сфере, как на уровне муниципальной власти, так и на уровне частного бизнеса, а также самих собственников общего имущества многоквартирных домов.
Создается понятная, прозрачная система сбора и расходования платежей собственников помещений в многоквартирных домах.


Комментариев нет: